10 правил этикета

>Школа АБВ

Правила домашнего этикета для детей

Домашний этикет. Нужно ли быть вежливым дома?

Тот, кто считает, что по возвращении домой можно вместе с верхней одеждой оставить в коридоре свою вежливость, никогда не станет воспитанным человеком.

Правила поведения при общении с другими людьми следует соблюдать всегда и везде, и прежде всего дома. Любая семья — это маленький коллектив близких людей. А для того чтобы создать в любом коллективе добрую атмосферу, каждый из его членов должен помнить об остальных, считаться с их привычками и слабостями, проявлять друг к другу внимание, стараться, чтобы всем вместе было хорошо. Большое значение в жизни семьи имеют взаимное внимание и забота, которые проявляются даже в мелочах.

Если ты научишься жить в согласии и ладу со своими близкими людьми, то приобретёшь навыки поведения в любом обществе.

Запомни основные правила домашнего этикета:

• Помни, что основа каждой семьи — уважение к старшим.

• Если тебе необходимо задержаться в школе, на прогулке или в гостях у друга, обязательно предупреди об этом родителей, чтобы не волновать их.

• Держи свои вещи в чистоте и порядке. Старайся, чтобы у каждой вещи было своё место.

• Обязательно возьми на себя некоторые обязанности по хозяйству и выполняй их без лишних напоминаний.

• Уважай труд тех, кто о тебе заботится. Чаще выражай искреннюю благодарность своим близким.

>Классный час по Этикету, 3-4 класс. Правила этикета

Конспект классного часа по Этикету для начальной школы

Классный час на тему «Правила этикета: движения при общении» в начальной школе

Задачи

1. Дать учащимся знания о правильных движениях при общении.

2. Формировать умения правильно садиться, сидеть, вставать, стоять, ходить, наклоняться и жестикулировать при деловом и личностном общении.

Оборудование; карточки с заданиями для проведения игры «Актер».

Ход классного часа

Актуализация знаний

Учитель. Умеете ли вы правильно сидеть, стоять? Покажите, как вы это делаете.

(Дети показывают и замечают, что у всех это получается по- разному.)

Соблюдение манер хорошего поведения является одним из свойств приятного общения. Манера — это внешняя форма поведения в обществе, в том числе и манера двигаться.

Упражнения

Манера сидеть

Учитель. Сидеть надо, занимая почти весь стул. Иногда можно опереться на спинку стула. Спина должна быть прямая, а не колесом, плечи чуть отведены назад, подбородок приподнят (параллельно полу). Такова правильная осанка. Руки положите на колени ладонями вниз, или уложите ладонь в ладонь, или переплетите пальцы. Не кладите ладони на колени симметрично.

Ноги можно расположить по-разному: поставить ступни перед стулом, на расстоянии не шире плеч, но лучше, если одна ступня будет чуть впереди другой. Можно слегка наклонить ноги, направив ступни к ножке стула. Не сидите, расставив ноги или положив голени одна за другую. Не выдвигайте ноги далеко перед собой.

(Несколько учеников у доски показывают положения, остальные выполняют на своем стуле.)

Манера стоять

Учитель. Стоять надо прямо; не переносите тяжесть тела на одну ногу, тем самым предотвратите искривление позвоночника, набухание вен на ногах! Ступни ног расположите рядом, на расстоянии не шире плеч. Ноги широко не расставляйте. Спина прямая, плечи слегка отведены назад, подбородок приподнят — это правильная, горделивая осанка.

Руки могут быть спокойно опущены вдоль тела, а можно сложить их ладонь в ладонь перед собой чуть ниже пояса. Есть и другие положения рук.

(Несколько учеников у доски показывают положения, остальные выполняют на своем месте.)

Манера садиться

Учитель. Нельзя, присев на стул, двигать его. Подвиньте стул до того, как сели. Опускайтесь на него плавно.

(Несколько учеников у доски показывают движения, остальные выполняют на своем месте.)

Манера вставать

Учитель. Вставая со стула, не опирайтесь на колени или подлокотники, не помогайте себе, выбрасывая вперед руки. Вы можете произвести впечатление неуклюжего человека. Поднимаясь, рас

считывайте только на силу бедренных мышц, одну ступню можно переставить немного назад.

(Несколько учеников у доски показывают движения, остальные выполняют на своем месте.)

Манера ходить

Учитель. При ходьбе сохраняйте легкость и ровный ритм шагов (не слишком быстрый, но и не слишком медленный), не делайте чересчур широкие шаги. Корпус прямой, не отклоняется ни в одну, ни в другую сторону, голова гордо приподнята.

(Несколько учеников показывают движения у доски, остальные выполняют на своем месте.)

Повторение правил вежливости

Дорогу уступает вежливый

Учитель. Если ко входу в помещение направились сразу несколько человек, следует немного задержаться перед дверью, чтобы избежать столкновения, и пропустить старших, женщин, детей. Если дверь была закрыта, ее также нужно закрыть за собой. Невежливо захлопывать дверь пере/* идущим сзади человеком. Если идущий следом человек находится на небольшом расстоянии от двери, то дверь нужно придержать открытой, пока он не подойдет.

Правила вежливости при общении с соседями

Учитель. Жильцы дома накануне праздников непременно поздравляют друг друга. Взрослые опускают в почтовый ящик соседей открытки с дружескими пожеланиями, дети — свои рисунки.

Правила вежливости при общении с другом

Учитель. Между друзьями и знакомыми не принято расплачиваться деньгами, деликатнее платить за любезность любезностью. Пригласите друга в гости, принесите ему подарок, когда он пригласит в гости, дайте почитать книгу из своей библиотеки и т. д.

Правила вежливости при общении с родными

Учитель. Поспешите к дверям, чтобы помочь маме снять пальто. Предложите отцу помощь, не дожидаясь, пока он вас попросит. Помогите бабушке найти очки, доведите до остановки тетю, позаботьтесь о духовном развитии своих младших сестренок и братишек, поиграйте и побеседуйте с ними.

Правила вежливости при общении мальчиков с девочками, юношей с девушками

Учитель. Некоторые из правил вам пригодятся в недалеком будущем, но учиться им надо уже сейчас. Женщина (девочка, девушка) не должна согласно правилам этикета поднимать вещи, которые роняет мужчина, но если что-то уронила она, мужчина должен помочь поднять или собрать.

Мальчики должны уметь подать девочкам пальто, пропустить вперед в дверях, уступить место в трамвае, автобусе, метро и т. п. Мальчики должны помогать девочкам в затруднительных ситуациях: например, помочь перейти скользкое место на улице, помочь нести тяжелые вещи, защищать, если кто-то обижает. Предлагать помощь в таких случаях следует, не дожидаясь просьбы со стороны девочки. Девочки должны уметь принять эти услуги и поблагодарить за них или вежливо отказаться, сказав «спасибо».

Юноша первым приветствует девушку; он не может позволить девушке или женщине, с которой идет рядом, нести тяжелую сумку, уступает ей лучшее место и, как физически более сильный, оказывает помощь везде, где она бывает необходима.

Спускаясь по лестнице вниз, юноше удобнее идти на ступеньку- две ниже, чтобы успеть вовремя поддержать девушку, если она поскользнется или оступится. Эти же правила соблюдаются, когда вы садитесь в трамвай, автобус или троллейбус и при выходе из них.

Физкультминутка

Игра «Вежливые прятки»

Задача водящего — узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какие-то вежливые слова: «Здравствуй!», «Добрый вечер!», «Всего хорошего!», «Спасибо!» и др. Если водящий не узнал по голосу говорящего, то слова вежливости произносит второй, третий ученик. Если голос человека узнали, водит он.

Игра «Актер»

Дети получают карточки с заданиями. Игрок должен показать классу задание, используя только мимику и жесты. Дети после просмотра должны узнать и озвучить задание. В конце выбирают того, кто лучше исполнил роль.

Задания:

1) установить в классе тишину;

2) восхититься подаренным букетом;

3) с балкона позвать ребенка домой;

4) подозвать нашкодившего сорванца;

5) отказаться от предложенной конфеты.

Подведение итогов

Учитель. Вежливые манеры — это качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Это внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность. Как сказал Р. Эмерсон: «…жизнь не настолько коротка, чтобы людям не хватало времени на вежливость».

Давайте подведем итог. Какие жесты не приняты в обществе воспитанных людей?

Нельзя:

• хлопать собеседника по плечу;

• размахивать руками;

• теребить одежду, крутить пуговицы;

• чесать голову и теребить себя за ухо;

• барабанить пальцами по столу;

• трогать лицо руками;

• чихать, не прикрывшись рукой или платком;

• бесцельно вертеть в руках какой-нибудь предмет.

Дополнительный материал

Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т. е. «знаток». Быть вежливым — означает знать, как себя вести.

Добрые слова необходимы людям для того, чтобы устанавливать друг с другом хорошие, доброжелательные отношения. Их еще называют волшебными, потому что они распахивают двери в сердца людей, делают их приветливыми и добрыми. Эти слова мы говорим при встрече и расставании.

Слова просьбы, высказанные с доброй надеждой на помощь, настраивают людей на то, что человеку надо обязательно помочь, откликнуться на его просьбу. Слова благодарности показывают, что человек, высказавший их, ценит совершенный для него поступок. Добрые слова надо говорить искренне, думать так, как говоришь. Человек, использующий добрые слова, называется вежливым.

Викторина «Путешествие в страну вежливости»

1. Как вести себя на улице и в транспорте?

2. Как вести себя в гостях?

3. Как дарить подарки?

4. Как вести себя в театре, музее, кинотеатре, на выставке?

5. Как вести себя за столом?

6. Что вы знаете о хороших манерах?

Викторина «Поведение в театре»

1. Как надо одеваться в театр?

2. Когда лучше приехать в театр — к началу спектакля или пораньше? Почему?

3. Кто первым идет в зрительном зале к своему месту — мальчик или девочка?

4. Как правильно проходить по ряду к своему креслу?

5. Что не следует делать во время спектакля?

6. Как зрители благодарят артистов за спектакль?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»

Классный час. Хорошие манеры 4 класс

Классный час в 4 классе на тему: Телефонный этикет

Классный час в 3 классе на тему: Школьный этикет

Беседа с младшими школьниками на тему этикет

Правила этикета на все случаи жизни

© ООО «Издательство АСТ»

* * *

Церемонии короля-Солнце

Представьте, что вы король или королева. И вы утром просыпаетесь у себя во дворце.

Главный камердинер раздвигает полог вашей кровати. Камер-лакеи впускают вельмож, облеченных правом присутствовать при вашем торжественном моменте пробуждения. По очереди входят принцы крови, главный камергер, главный при гардеробе короля и четыре камергера. Все кланяются.

Вы сходите со своего ложа, установленного в самой середине дворца и точно по главной оси Версальского парка. Вы садитесь в кресло. Главный камердинер начинает процедуру утреннего умывания: читает краткую молитву, потом льет несколько капель ароматизированного винного спирта вам на руку. Первый камергер сначала подает тапки, затем – халат главному камергеру. Главный камергер надевает на вас тапки. Вы встаете – он же помогает вам надеть халат. Вы садитесь. Первый камергер подносит вам зеркало. Придворный куафер снимает с вас ночной колпак, причесывает волосы, делает прическу.

Придворные сановники по очереди вам натягивают туфли, застегивают алмазные пряжки, подвязывают шпагу и орденскую ленту (если вы королева – то надевают платье и вешают украшения). Гардеробмейстер подает вам на золотом подносе три вышитых платка на выбор, шляпу, перчатки и трость. (Если вы королева, то на выбор – платки, шляпу, перчатки и веер).

Потом завтрак. Дежурный камергер нарезает хлеб и производит смотр, все ли в порядке. Вы сидите в кресле. А ваши домашние, то есть члены королевской семьи – на табуретах.

Все придворные стоят рядом и молчат…

И не дай Бог нарушить очередность процессов и количество движений! Иначе вы велите казнить нерадивых подчиненных.

Это и есть этикет, который ввел в обиход «король-солнце» 17 века Людовик XIV. Хотя основы его были заложены еще у фараонов в Египте 3 тыс. лет до н. э. Но именно Людовиком была ритуализирована каждая мелочь. Его прислуге и гостям раздавали карточки или, по-французски, этикетки (etiquette) с изложением того, как они должны держаться, что и когда делать.

Церемонии того времени возносили короля до уровня недоступного божества. Ныне королевские церемонии перекочевали в нашу обыденную жизнь. Сегодня знать основные правила поведения в обществе и следовать им считается признаком хорошего тона и вызывает уважение. Поэтому теперь вы можете уже не представлять себя королем или королевой. Вы ими станете, прочитав эту книгу.

Умение подать себя

Это правила формирования гардероба, ухода за своим внешним видом, умение держать осанку, правильно ходить, сидеть, следить за своими позами и жестами.

Походка, осанка, манеры садиться и сидеть

Так правильно

+ Красивая походка – это когда прямая осанка, когда руки нешироко двигаются в ритме шага, плечи выпрямлены, живот подтянут.

+ Походка должна быть легкой и пружинистой.

+ Сидеть нужно прямо.

+ Голову держать прямо.

+ Если вы сидите, руки должны спокойно лежать на коленях, если стоите – свободно свисать по бокам.

+ Если вы сидите, то нужно ставить ноги вертикально или немного скрестить их.

+ Женщина, садясь, не приподнимает платье или пальто.

+ Мужчина, закидывая ногу на ногу, не подтягивает штанину так высоко, чтобы выше носка была видна голая нога.

+ Стул переставлять, взявшись за спинку, а не двигая по полу.

Так не правильно

– Семенить и шаркать ногами по асфальту.

– Идти, размахивая широко руками.

– Втягивать голову в плечи или, наоборот, задирать ее высоко вверх, а также ходить с опущенной головой.

– Ерзать на стуле, сутулиться, сползать на край кресла и сцеплять руки на коленях, раскачиваться на стуле.

– Сидеть, расставив широко ноги и опираясь ладонями о колени.

– Сидеть, развалившись и раскинув ноги и руки в стороны.

– Сидеть, закинув ногу на ногу.

– Поминутно теребить свой галстук или вертеть ключи на руке.

– Теребить другого за одежду.

– Рассматривать свои ногти.

– Барабанить пальцами по столу.

– Накручивать на палец волосы.

– Кричать при разговоре.

– Показывать на кого-то пальцем.

– Держать руки постоянно в карманах.

ИСКЛЮЧЕНИЕ: руки можно иногда прятать только в карманы пальто.

Обувь, одежда (женщины)

+ Все, что на вас надето, всегда должно быть чистым, подшитым, застегнутым и отглаженным.

+ В наряде не должно быть больше 3 контрастных оттенков.

+ Для вечернего выхода подойдут наряды с блестками или пайетками. Такой же блестящий и маникюр.

+ Подходит только крупным женщинам (стройным среднего роста не подходит):

• бросающиеся в глаза аксессуары,

• большие сумки,

• яркие жакеты,

• обилие вышивки,

• громадные шляпы.

+ Высокие сапоги носить с юбкой до колен или чуть ниже колен, а полусапожки и ботинки – с короткой юбкой.

+ Дома носить вещи спортивного стиля: бриджи, футболки, шорты, специальные домашние костюмы.

+ Иметь в гардеробе универсальный вечерний наряд – маленькое чёрное платье, в котором можно пойти и в театр, и в ресторан, и к подруге.

+ Девушки за 35 лет не носят на пляже бикини, даже если фигура идеальна.

– Днем не принято надевать вечерние наряды, особенно с блестками или пайетками, а на работу – одежду для отдыха.

– Ходить в обуви со стертыми каблуками.

– Днем на улице носить обувь на шпильке. Надо – на низком или среднем каблуке.

– Надевать с джинсами туфли на шпильках. Нужна – спортивная обувь.

– Цвет чулок подбирать только в тон обуви. Надо подбирать их и к цветовой гамме своей одежды.

– Надевать много украшений днем.

– Делать днем яркий макияж.

– Встречать гостей\соседей, выходя в халате. Халат – это неглиже.

– Носить растянутые на коленках штаны или стоптанные тапочки.

– В бассейне женщины любых форм и объёмов плавают в открытых купальниках. Надо – в закрытых купальниках. Открытые – только для пляжа.

Обувь, одежда (мужчины)

+ Под спортивный костюм и кроссовки надеть белые носки, поскольку они считаются сугубо спортивными.

+ Если под шорты обуть кроссовки, то носки должны быть короткими, еле заметными.

+ Подтяжки не выставляют на всеобщее обозрение.

+ Деловой костюм носить с галстуком.

ИСКЛЮЧЕНИЕ: спортивные пиджаки надевают на футболку.

+ Светлую обувь и сандалии надевать к любому костюму, кроме черного и синего.

+ Брюки должны спереди чуть спускаться на обувь, а сзади доходить до начала каблука.

+ Завязанный галстук касается нижним концом пряжки ремня.

+ Классические костюмы – сочетать с классическими моделями рубашек и галстуков.

+ Выбирая пиджак, смотрите на ширину плеч: они должны быть не короче и не длиннее ваших собственных.

+ Нижний край пиджака находится там, где заканчиваются пальцы опущенной руки.

+ Рукав пиджака прикрывает запястье.

+ Двубортный пиджак придает большую внушительность.

+ К зауженным книзу брюки надевают обувь с зауженным носом.

+ Между воротником рубашки и шеей свободно проходит указательный палец.

+ Шелковые и атласные рубашки надевают на торжества.

+ Свитера надевают на пикники, рыбалку, охоту.

– Шорты носить с носками, особенно длинными.

– Носить носки с сандалиями.

– Носить один и тот же костюм два дня подряд.

– Надевать одновременно костюм и спортивную обувь.

– Класть в нагрудный карман пиджака ручку, очки, расческу.

– Спортивный костюм надевать на прогулку или в гости. Нужно – только для занятий спортом.

– На публике снимать пиджак, оставаясь в одной рубашке.

ИСКЛЮЧЕНИЕ: можно снять пиджак, если под ним есть жилет.

– Нижние пуговицы пиджака и жилета глухо застегнуты. Надо – не застегивать.

– В официальной обстановке пиджак расстегнут. Надо – застегнуть.

– Заходя в ресторан или в театр, пиджак сразу расстегивают. Надо расстегивать только тогда, когда вы заняли своё место за столом или в кресле.

Украшения

+ Поскольку изделия из серебра не считаются нарядными украшениями, их можно надеть к неофициальной одежде.

ИСКЛЮЧЕНИЯ: если в серебряную оправу вставлен горный хрусталь, то украшения носят только в официальной обстановке. Это же правило относится к золотым или позолоченным украшениям.

+ Носить только ожерелье с кольцом или только серьги с браслетом. Плюс свадебное кольцо.

+ Можно носить два или три кольца из золота или из золота с жемчугом.

+ Не носить несколько украшений на шее.

ИСКЛЮЧЕНИЕ: можно, если вы носите нательный крест, цепочка которого должна быть длиннее, чем украшение.

– Серебряное ожерелье не надевают с золотым браслетом.

ИСКЛЮЧЕНИЕ: можно носить вместе золотую и серебряную цепи в качестве ожерелья с темным платьем.

– Носить одновременно ожерелье, серьги, браслеты, кольца одного рисунка или образца.

– Два кольца носить на одном пальце.

ИСКЛЮЧЕНИЕ: разрешается, если одно из них обручальное или по-молвочное.

– На одной руке носить и часы, и браслеты.

– Браслет «мягкой» конструкции болтается на руке. Надо – чтобы облегал руку.

Жесты, поза

+ При общении прикасаться раскрытыми ладонями к груди – это жест честности и открытости.

+ Поднимать руки с раскрытыми ладонями, направленными в сторону собеседника – жест прямоты и откровенности.

+ При разговоре склонить голову набок – это создает впечатление, что человек внимательно слушает.

+ Копировать жесты собеседника – так можно подчеркнуть согласие с партнером.

+ Рука находится под щекой, но не подпирает ее – это свидетельство в заинтересованности.

+ Крепкое, долгое рукопожатие с улыбкой и приветливым взглядом – это демонстрация дружелюбия.

+ Улыбаться собеседнику – это демонстрация радости, теплых чувств, дружелюбия.

+ Бросить короткий взгляд на собеседника в конце встречи или в наиболее острые моменты – знак доверия и бесстрашия.

– Не следует принимать позы, которые выдают вашу закрытость, неудовлетворенность и агрессивность:

• руки сложены на груди,

• насупленные брови,

• наклоненная вперед голова,

• закладывание рук за спину с захватом запястий,

• широко расставленные на краю стола локти,

• сжатые в кулак или сцепленные пальцы.

– Надевать очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве: когда не видишь глаз собеседника, не возникнет доверительной атмосферы.

– Подпирать ладонью щеку – это демонстрация скуки или усталости.

– Постукивать пальцами – это признак нетерпения.

– Усиленно жестикулировать – это вызывает у собеседника чувство неловкости.

– Короткое вялое рукопожатие и очень сухие руки – знак равнодушия.

– Влажные руки при рукопожатии – знак сильной тревоги.

– Очень часто отводить взгляда в сторону – знак беспокойства, тревоги, незаинтересованности в разговоре.

Речевой этикет

Это умение правильно говорить приветствия, комплименты, благодарности, соболезнования, уметь выбирать тему для беседы, вести разговор и прощаться.

Приветствие

+ Общение начинается со слов: «Здравствуйте!», «Доброе утро!» «Добрый день!» «Добрый вечер!», «Привет!», «Очень рад вас видеть!», «Добро пожаловать!» «Мое почтение!» Интонация теплая и дружелюбная. Плюс улыбка.

+ Входя в комнату с большим количеством людей (ваше рабочее место, приемная какого-либо общественного учреждения), вы не здороваетесь с каждым, а говорите всем: «Здравствуйте!».

+ Приближаясь к знакомому, поздоровайтесь с ним тогда, когда расстояние между вами сократится до нескольких шагов.

+ Когда в комнате несколько человек, здороваются сначала с хозяйкой дома, затем с другими женщинами, затем – с хозяином дома и мужчинами.

+ Мужчина всегда встает, здороваясь и с женщинами, и с мужчинами. Женщина, здороваясь с мужчиной, не встает.

ИСКЛЮЧЕНИЯ: хозяйка дома, принимая гостей, всегда встает для приветствия. На работе коллега-мужчина может не вставать при входе коллеги-женщины.

+ Женщины привстают, здороваясь с очень пожилыми мужчинами.

+ Увидев знакомого вдалеке, вы, убедившись, что вас заметили, здороваетесь с ним взмахом руки, кивком головы, поклонившись или просто улыбнувшись.

+ Первыми приветствуют младшие старших, мужчины – женщин, женщина приветствует мужчину, который намного старше ее.

ИСКЛЮЧЕНИЕ: вошедший в комнату, будь то мужчина или женщина, первым здоровается с присутствующими, уходящий – первым прощается с остающимися.

– Во время приветствия вы опускаете глаза. Нужно встретиться взглядом с тем, с кем вы поздоровались.

– Здороваясь, вы держите руки в карманах или сигарету во рту.

– Рассказывая кому-нибудь о людях, вы говорите о них в третьем лице – «он» или «она». Всегда называйте по имени.

– Увидев знакомого вдалеке, вы начинаете громко кричать и махать руками.

– Не приветствовать людей, которых вы часто видите – продавца ближайшего магазина, почтальона, охранника, консьержку, соседей. Надо здороваться.

Речь

+ Речь должна быть грамотной, культурной.

+ Обязательно употреблять «волшебные» слова: «Здравствуйте», «До свидания», «Спасибо», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Будьте любезны», «Извините», «Благодарю за помощь», «Доброе утро», «Спокойной ночи».

+ Обращаться на «вы» и к пожилому, и молодому, к шефу, и к подчиненному, и к соседу, и к консьержке – это знак уважения.

ИСКЛЮЧЕНИЕ: обращаться на «ты» на работе можно, когда между коллегами – неформальные отношения.

+ Обращаться к незнакомому человеку со словами: «гражданин», «господин», «сударь» или «сударыня», «девушка», «молодой человек». Или безлично: «Извините…», «Позвольте…», «Будьте так добры…».

– Говорить резко, вульгарно, нецензурно.

– Употреблять слова-паразиты: «значит», «как бы», «это самое», «как его», «ну», «ага», «вот».

– Употреблять канцеляризмы – языковые штампы, уместные в деловой речи, но не в разговорной: «играет большую роль», «поставить вопрос ребром», «заострить вопрос», «имеет место», «во главу угла», «на сегодняшний день», «сей» (вместо «этот»), «каковой» (вместо «который»), «лесной массив» (вместо «лес»), «производить поливку» (вместо «поливать»), «находился в состоянии алкогольного опьянения» (вместо «был пьян»).

– Говорить очень громко: слушатель перестает понимать сказанное через 15 минут.

– Говорить очень тихо: слушатель устает прислушиваться.

Беседа

+ Не критиковать собеседника.

+ Пра вильно называть имя и отчество.

+ Предлагать тему, которая была бы интересна всем.

+ Подчеркивать достоинства собеседника. Показываете, как важно его мнение.

+ Выражать интерес и уважение к собеседнику, внимательно выслушивать.

+ Хозяин за столом говорит меньше гостей.

+ В споре использовать фразы: «простите, но я с вами не согласен», «мне кажется, что вы не правы…», «я придерживаюсь другого мнения…».

+ Не шептаться в компании с одним человеком, а незаметно уединиться, чтобы переговорить с глазу на глаз.

– В разговоре хвастаться, доминировать, назначить себя «главным»: важно – это заинтересованность ваших слушателей и их мнение.

– Начинать разговор со спора, с вопросов, по которым вы кардинально расходитесь с собеседником. Надо – начать с общим проблем, по которым у вас есть единое мнение.

– Перебивать собеседника.

– Вместо того, чтобы слушать, начать говорить самому: так вы пропустите важную информацию.

– Находясь в компании, общаться только с одним собеседником, игнорируя других.

– Говорить на тяжелые темы – о смерти, утратах, катастрофах (особенно, путешествуя в автомобиле или самолете).

– За столом говорить о том, что может испортить аппетит.

– В споре произносить грубые фразы: «вы лжете», «вы ничего не понимаете», «я это слышал сто раз», «вы ничего не смыслите в этом», «это ясно, как божий день», «это известно каждому ребенку».

Благодарности

+ Говорить «спасибо» практически за все: за услугу (даже пустяковую), за приглашение (даже если вы отказались), за подарок (даже если он не понравился), за прекрасно проведенные вместе выходные (даже с «накладками»), за угощение в гостях (даже если пришлось не по вкусу).

ВВЕДЕНИЕ

Условности, без которых не прожить

До чего прекрасны наши меньшие братья — животные! Они совершенно не скованы никакими условностями и ведут себя так, как подсказывает им мать-природа. До чего прекрасны дети в своей естественности! Они увлеченно играют, создают собственный мир, мало заботясь о том, во что они одеты, как и с кем нужно разговаривать и на какие темы. Мы, взрослые, на их фоне выглядим смешными, напыщенными, чопорными созданиями, сгибаясь под грузом проблем, которые сами себе создаем. Наша жизнь настолько перегружена ими, что мы используем любую возможность сбросить с себя это бремя, расслабиться там, где за нами никто не наблюдает, или попасть туда, где все ведут себя без условностей. Мы в истерически конвульсивных плясках трясемся на дискотеках, валяемся голышом на пляжах, рвемся на дачи, простаивая часами в дорожных пробках, только для того, чтобы отдохнуть от необходимости появляться на работе в галстуках, целыми днями рассуждать о прибылях и развитии производства, соблюдать определенные процедуры в общении с себе подобными.

Этикет — это невероятная обуза, это кодекс совершенно бессмысленных слов и телодвижений, которые сопровождают нас с рождения и до гроба и без которых нам… невозможно прожить! В этом и состоит главный дуализм нашего бытия. Бессмыслица, с одной стороны, и необходимость — с другой. «Credo quia absurdum est» («Верую, ибо это нелепо»), — сказал самый набожный и самый образованный из людей начала III в., христианский богослов Тертуллиан.

Мы искренне смеемся, когда герои блестящего философского фильма Георгия Данелии «Кин-дза-дза» выполняют два раза почтительный жест «ку» при виде полицейских или чиновников. А ведь мы ежедневно и по сто раз следуем подобным правилам, общаясь с нашими знакомыми, друзьями, родственниками. Поутру, собираясь на работу, мы прилаживаем к воротнику рубашки галстук — совершенно бесполезный кусок материи, в просторечии именуемый селедкой и не несущий абсолютно никакой полезной функции, кроме одной — придавать мужчине официальный вид. Встречаясь со знакомыми, мы обмениваемся рукопожатием, не осознавая смысла архаичного жеста. Встаем при виде вошедшей в помещение женщины и придвигаем ей стул за столиком в кафе. Для чего все это?

Соблюдать все эти многочисленные правила необходимо, поскольку в противном случае окружающие (безусловно, соблюдающие их) будут считать нас невоспитанными и безнравственными и будут соответственным образом к нам относиться. Обратите внимание, как относятся люди к пьяным. Их сторонятся. А как называют поведение психически больных людей? Неадекватным.

Для животного оказаться в изоляции от стада равносильно смерти. Изоляция от общества всегда была самым тяжелым наказанием для любого живого существа на планете. Человек, который ведет себя не так, как это принято в среде соплеменников, автоматически оказывается в одиночестве. Подвергнуться изгнанию всегда было пыткой, тяжелым испытанием. Люди предпочитают делать захоронение на кладбище, чтобы и после смерти сохранить некое единство.

Исследователи первобытных культур с неподдельным интересом пишут о громоздкой системе табу, которая господствовала в племенах. У них существовали табуированные рощи и камни, источники и предметы, даже люди. Но основная часть этой культуры в просвещенном обществе препятствует свободе и раскрепощению человека, являясь сложной и разветвленной системой запретов.

Можно сказать, что этикет на обыденном уровне является отражением общего состояния культуры нации. Правила этикета отчасти формируются на базе ритуала и традиции и во многом сохраняют с ними связь. Различить ритуальные действия и действия, продиктованные этикетом, бывает порой невозможно. Часто правило поведения является упрощенной и более применимой в новом обществе формой ритуала. Этикет призван утвердить уже существующие социальные отношения.

Этикет — часть общественной культуры. И потому одним из преобразований Петра Великого в России было создание свода правил — «Юности честное зерцало». Эта книга была составлена по его указу из сочинений разных авторов (в числе составителей был знаменитый полководец и ученый Яков Брюс). Она содержит советы молодым людям как общего нравственного, так и поведенческого характера. В кодексе европейский этикет адаптирован к русским условиям, способствуя распространению нового быта в эпоху Петра Великого.

Светский этикет XIX в. сменился в XX в. советским. В конце того же столетия ему на смену пришел российский этикет, который, к сожалению, формируется не в традиционных рамках поведения, а на манерах голливудских киногероев. В связи с этим возникла необходимость в создании книги, которая помогла бы нашим соотечественникам достойно вести себя в обществе не только в нашей стране, но и за рубежом.

Глава 1

ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИКЕТЕ

Манера держать себя всегда должна быть в согласии с обликом человека и его природными склонностями. Мы много теряем, присваивая себе манеру, нам чуждую.

Франсуа де Ларошфуко

Все началось с этикетки

Принято считать, что классические системы этикета сформировались в Англии и Франции. На приемах при дворе короля Франции Людовика XIV (1638–1715) гостям раздавали карточки (буквально — этикетки) с изложением того, как они должны держаться. Однако само понятие «этикет» как свод определенных правил поведения людей зародилось гораздо раньше. Европу вряд ли можно назвать родиной этикета. До наших дней дошли памятники культуры Древнего Египта с его сложной системой внутридворцовых отношений и дипломатическими церемониями. Сохранились многочисленные записи на глиняных табличках древних шумеров, которые имели обыкновение фиксировать все, будь то предметы, необходимые для храмового обмена, или дары, предназначавшиеся божеству (такие документы удостоверялись оттиском цилиндрической печати).

В Древней Индии этикет существовал в рамках кастовой системы. Брахмачарин (ученик) должен был знать правила общения с представителями и высших, и низших каст.

В Древнем Китае к 1-му тысячелетию до н. э. были выработаны нормы поведения, именовавшиеся «ли», которые позднее были зафиксированы в трех трактатах — «Чжоу-ли» («Чжоус-кие церемонии»), «И-ли» («Обрядник») и «Ли-цзы» («Записки о церемониях»). Эти тексты представляют собой сборники правил поведения, проведения различных обрядов и регламентируют всю общественную жизнь до мелочей в соответствии с иерархической системой Древнего Китая. Например, император (сын неба) имел право на семь алтарей (мяо) в своем храме предков, князья (чжухоу) — на пять, сановники (дафу) — на три, а обычные чиновники (ши) — только на один. Мужчины должны были ходить по правой стороне улицы, а женщины — по левой, и так далее. Правила, записанные в книге «Чжоу-ли» (скорее всего, составленные во второй половине I в. до н. э. Лю-сяном и Лю-синем), воспринимались не как человеческие установки, но как отражение небесного порядка.

История донесла до нас разговор Конфуция (552/551—479 до н. э.) с его сыном о правилах: «Если ты не будешь учить правила, у тебя не будет ничего, на чем утвердиться».

Текст «Ли-цзы» учили в школах как эталон правильного поведения. Знание правил поведения и их неукоснительное исполнение в соответствии с традицией были особенно важны для образованных верхов и являлись залогом успешной карьеры. Но некоторые положения были также необходимы и для простолюдинов, ибо, как отмечено в первой главе книги «Чжоу-ли», правила взаимоотношений должны соблюдаться всеми, так как именно этим человек отличается от животных.

Начало системы придворного церемониала в Европе было положено в Древней Греции и до тонкостей разработано в Древнем Риме на протяжении почти 800-летнего существования государства. Римлянин не мыслил себя вне общества, и потому его всю жизнь от младенчества до могилы сопровождали церемониалы. Брак, рождение и воспитание детей, богослужение, ведение войны, поддержание мира — все регулировалось системой жестко регламентированных правил и церемоний.

Самый главный интерес на сегодняшний день — это мой сынулькин Ванечка.Занимает все свободное время))))Все книжки,журналы,литературу читаю о детях,если выпадает свободная минутка))) Ну ,а если в общем,не привязываясь к данному периоду времени,который всеравно пройдет,то тогда следующее: Книги:очень люблю исторические книги.Несколько раз перечитала «Молодость короля Генгриха»,еще нравится «Мастер и Маргарита»,»Триумфальная арка»,»Американская трагедия»( вообще очень люблю читать Теодороа Драйзера) Фильмы:обажаю мотреть фильмы на английском.Дома у мекня своя видеотека.Часто смотрю одни и те же фильмы,потому что именно таким образом улучшаю свой английский.Вот мои любимые:»Сладкий ноябрь»,»Памятная прогулка»( когда смотрю этих два фильма все время реву),»Мария-Антуанетта»,»Последний из Могикан»,еще люблю комедии «Чумовая пятница»,»Люсый нянька»,»Джони Инглиш» и др.Это что касается дивидишных фильмов.Иногда подсаживаюсь на какой нибудь сериал,потом ловлю себя на мысли,что смотрю ерунду уже несколько месяцев,но ничего не могу сделать)) Музыка: в этом вопросе у нас с мужем полная гармония.Любим инструменталку.В машине всегда есть несколько дисков с такой музыкой.А еще люблю песли украинских исполнителей.Ну,вообщем вот так. А еще я люблю рисовать красками.НЕ делая набросков карандашом….Меня это занятие очень успокаивает и приводит мои мысли в порядок.Люблю вышивать,но сейчас не ло этого……

162. Прочитайте медленно, вдумчиво текст об известном лингвисте А. М. Пешковском. Что вам показалось особенно интересным в его биографии и в его научной деятельности? Напишите именно об этом. Озаглавьте свою работу.
АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВИЧ ПЕШКОВСКИЙ (1878—1933)
Отечественная синтаксическая традиция, начало которой, как и многому другому в нашей науке, было положено М. В. Ломоносовым, представлена великими именами и насчитывает в своём развитии уже более 200 лет. Синтаксисом занимались такие выдающиеся учёные, как А. X. Востоков, Ф. И. Буслаев, Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов и др. К их числу принадлежит и Александр Матвеевич Пешковский.
Судьба Пешковского сходна с судьбами многих отечественных языковедов, чей путь в науку начался с преподавания языков и словесности в гимназиях. А. М. Пешковский долгое время служил в различных московских гимназиях. Он считал своим долгом обучать учеников таким образом, чтобы они понимали грамматику родного языка, умели судить о ней не по-школярски, имели представление о языковедении как науке. Прежде чем изучать язык во всех его проявлениях, ученики должны составить представление о его структуре, увидеть родной язык как единое целое.
Гимназический опыт повлиял и на характер научной деятельности А. М. Пешковского. Самый известный его труд «Русский синтаксис в научном освещении» — книга, в которой проявился талант Пешковского как педагога. Вместе с читателями он проводит эксперименты и размышляет над их результатами. Именно А. М. Пешковский ввёл в синтаксис понятие нулевой связки и нулевого бытийного глагола, дав им собственно языковое обоснование. Нулевые связки и бытийные глаголы выявляются на основе сопоставления таких предложений, как Он инженер. — Он был инженер. — Он будет инженер. Тем самым было предложено сыгравшее большую роль в развитии синтаксической теории решение вопроса о выражении категорий времени и наклонения в предложениях.
(По энциклопедии для детей «Языкознание. Русский язык» и энциклопедии «Русский язык»)
Ученый А.М. Пешковский
Александр Матвеевич Пешковский был выдающимся ученым-лингвистом. Он преподавал словесность в гимназиях, стараясь научить своих учеников понимать язык как науку. Преподавательский опыт повлиял на характер научной деятельности А. М. Пешковского. Именно он ввёл в синтаксис понятие нулевой связки и нулевого бытийного глагола, дав им собственно языковое обоснование. Научные аргументы Пешковского сыграли большую роль в развитии синтаксической теории решение вопроса о выражении категорий времени и наклонения в предложениях.

Открытый урок по ОРКСЭ «Красота этикета»

Тема «Красота этикета»

Ход урока

Класс разделен на 4 группы.

1. Орг. момент (Эмоциональный настрой на урок)

Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.

Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.

— Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать прямо сейчас?

— Но, сначала, поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей.

2. Актуализация знаний.

Прежде чем мы начнём работу, вам задача — выбрать капитана вашей группы.

Тему нашего урока сформулируем, разгадав кроссворд.

(Разгадывание кроссворда).

Слайд №1 по щелчкам. Работа в группе.

  1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)

  2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)

  3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)

  4. Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)

  5. Моральное правило, регулирующее отношения между людьми (Справедливость.)

  6. Человек, владеющий даром красноречия. (Оратор)

3. Целеполагание.

1. Учитель: Какое ключевое слово получилось? (Этикет)

Учитель:

— Сегодня мы постараемся разглядеть красоту этикета. А в чем ее красота вы подумайте, а конце урока мне ответите.

А вы знаете, что такое этикет? (Ответы детей).

— Существуют разные виды этикета. Сегодня рассмотрим только некоторые из них: этикет общения, этикет за столом, этикет в гостях. Слайд №2

4. Беседа по теме.

С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе.

Уже в древних египетских, римских рукописяхговорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуацияхПервая книга так и называлась “О правилах поведения” и была издана еще в 1204 году.

Слайд 3. Слово «этикет» произошло от названия карточек, «этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

Слайд 4. Позже, в первой половине XVI века, в России была написана “Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам”. Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты и т.д.

Слайд 5. Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований.

В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга “Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов”, в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях.

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе — всей этой тонкой науке поведения — обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно.

Слайд 6. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

Обсудить в группах, какие виды этикета встречаются в нашей жизни.

Представление групп своих позиций.

— Сравним ваши позиции с теми, которые существуют в обществе.

Слайд 7.

  • речевой;

  • столовый;

  • «выходного дня» (при посещении различных культурных мест);

  • религиозный;

  • повседневный;

  • служебный (а также студенческий, школьный и т.д.);

  • праздничный;

  • профессиональный (специализированный);

  • свадебный;

  • дипломатический;

  • траурный и т.д.

Молодцы!

Слайд 8.

О нашей воспитанности можно судить по нашей речи, и огромное значение придает ей этикет. Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого журнала “Ералаш” “Почему мы так говорим?”

5. Просмотр отрывка из журнала “Ералаш” “Почему мы так говорим?”

Слайд 9.

Обсуждение просмотренного отрывка.

— Почему мы так говорим?

— Все ли вам было понятно в его речи?

— Что вам показалось смешным?

— Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (Потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).

Учитель: Такие слова, как “гикнулся”, “закочевряжился”, “фитиль”, “шнобель”, “велик”, “училка”, относятся к молодежному жаргону – сленгу. Эти слова звучат некрасиво из уст ребят. Поэтому нужно говорить такими словами, чтобы было понятно всем окружающим.

Слайд 10

6. Этикет за столом.

Просмотр отрывка из журнала “Ералаш” “Царевна Несмеяна”.

— Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.

Обсуждение просмотренного отрывка.

— Что было необычного в поведении мальчика?

— Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.

— А как вы ведете себя за столом?

— Какие правила вы можете предложить? Слайд 11.

7. Физкультминутка. Про Повара Булочку. Хорошо, присаживайтесь.

8. Этикет в гостях.

— Поднимите, пожалуйста, руку, кого из вас друзья приглашают к себе на день рождения?

— Нужно ли знать правила этикета и применять их, находясь в гостях?

-Перед вами лежит текст. Внимательно послушайте, а после мы её обсудим.

Слайд 11, 12.

«У Лены день рождения. Лена пригласила гостей к шести часам. Саша никак не мог дождаться положенного времени и поэтому пришел на час раньше. Лена открыла дверь, увидев Сашу небрежно сказала:

Лена: «Ну, ты даешь, пришел так рано, еще не готово ничего. Ладно, подожди.»

Саша прошел к столу и сел на стул. И начал перебирать и есть приготовленные к праздничному столу фрукты.

Когда праздничный стол был готов пришли остальные гости. (2 человека). (стук в дверь)

Лена: Здравствуйте Маша и Даша, очень рада вас видеть!

Маша и Даша: Привет! (и пробегают за стол)

И тут началось самое интересное! Друзья, набив полный рот кусками еды, откидываясь на спинку стула, начали рассказывать смешные истории и громко смеяться. Когда смешные истории закончились, Саша положил голову на стол и громко сказал «Вот это я объелся!».

Даша взяла вилку и начала перебирать салат со словами «А я лук не ем!»

А Маша потянулась через весь стол за самым большим куском торта и опрокинула стакан с соком.

Лена смотрела на своих гостей и не понимала, что творится в её доме.

Ребята давайте поможем Лене разобраться с данной ситуацией.

  1. Раньше времени приходить неприлично. Но если уж гость пришел, проводи его в комнату, предложи посмотреть книги, альбомы.

  2. Когда пришли Маша и Даша, они даже не поздравили Лену, а сели сразу же за стол. Нужно было поздравить именинницу, помыть руки и с приглашением Лены сесть за стол.

  3. За столом сиди прямо, локти на стол не ставь (на столе могут находиться только кисти рук), при разговоре с соседом поворачивай голову, а не всё туловище. Рот не набивай. Когда жуёшь, старайся, чтоб соседи по столу этого не слышали: есть и пить нужно бесшумно, умеренно и спокойно.

  4. Не перебирай еду, а ешь все подряд. В общем блюде не копайся, выбирая лучший кусок, а бери тот, что ближе к тебе. Ни в коем случае не нюхай еду и не критикуй ее, так ты смертельно обидишь хозяйку. Отказываться от какого-либо блюда нужно без объяснения причины, а не объяснять, что оно тебе не нравится или вредно.

  5. Если блюдо, которое ты хочешь попробовать, находится далеко, не тянись к нему через весь стол: попроси сидящего поблизости человека передать его тебе. Кстати, по законам этикета ты должен ухаживать за соседкой, которая сидит справа от тебя.

  6. Встав из-за стола, не стоит сразу же спешить уйти; если тебя действительно ждут неотложные дела, предупреди о своём скором уходе заранее.

Это правила для гостей, ну а вы, когда приглашаете гостей, должны правильно сервировать стол.

Задание для капитанов ваших групп. Выполнить сервировку стола. Проверка на Слайде 13

• Салфетки кладут слева от тарелки или на ее дно. Если салфетка из ткани, ее можно сложить веером или конусом, это придаст сервировке праздничности.

• Скатерть подбирайте в соответствии с размерами стола. Допустимо использовать скатерть любого цвета, но именно белый подчеркнет торжественность.

• Для сервировки старайтесь использовать одинаковую посуду. Тарелки располагайте напротив каждого стула. От края стола до тарелки не должно быть больше 2 см. Старайтесь выдерживать одинаковое расстояние между приборами и тарелками.

• Вся посуда должна стоять по прямой линии. Всё должно быть под рукой. То, что должно быть раньше должно стоять дальше от тарелки, так удобнее брать.

• Нож для мяса должен лежать справа от основной тарелки, лезвием к ней, за ним рыбный нож и закусочный. Слева в таком же порядке вилки.

8. Подведение итогов. Домашнее задание.

1. Почему важно соблюдать правила этикета за столом?

  1. Что ты уже знал и какие правила этикета применял в своей жизни?

  2. Какие правила, с которыми ты познакомился для тебя новые?

4. Почему тема урока звучит «Красота этикета»?

Дома вы выполните следующее домашнее задание:

Создайте свою памятку этикета, которую вы хотели бы применить в режимных моментах школы. Оформите.

9. Рефлексия. Слайд 14

Высказывания ребят (по желанию)

Я научилась…

Мне стало ясно…

Я поняла…

Теперь я знаю…

Я буду стараться…

Я узнала…

10. Стихотворение (читает учитель)

Если ты воспитан, если вежлив даже,
О тебе плохого никогда не скажут.
Ты старушке место в транспорте уступишь.
Маме помогая, хлеб к обеду купишь.
С другом на уроке ты болтать не будешь
В комнате порядок наведёшь, конечно.
И друзей поздравишь с праздником сердечно.
В разговоре взрослых перебить не сможешь.
И в несчастье другу ты всегда поможешь.
Слабому в защите, верно, не откажешь,
О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
Вежливый ребёнок-это просто клад!
С вами повстречаться каждый будет рад!

Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.

Спасибо за урок. Слайд №15

Открытый урок по ОРКСЭ в 4 классе «Красота этикета»

Тема «Красота этикета»

Ход урока

Класс разделен на 6 групп.

1. Орг. момент (Эмоциональный настрой на урок)

Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.

Слайд 1.

Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.

Начни урок с улыбки,
И делай так всегда!
Забудь про то, что грустно,
Ведь в мир открыта дверь!
Свой путь найти — искусство,
И ты в себя поверь!!!

— Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Давайте начнём прямо сейчас.

— Но, сначала, поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей.

2. Актуализация знаний.

Прежде чем мы начнём работу, вам задача — выбрать капитана вашей команды.

Тему нашего урока сформулируем, разгадав кроссворд.

(Разгадывание кроссворда).

Работа в группах.

  1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)

  2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)

  3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)

  4. Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)

  5. Моральное правило, регулирующее отношения между людьми (Справедливость.)

  6. Человек, владеющий даром красноречия. (Оратор) Слайд 2.

3. Целеполагание.

1. Учитель: Какое ключевое слово получилось? (Этикет)

Учитель:

— Сегодня мы постараемся разглядеть красоту этикета. А в чем ее красота вы подумайте, а в конце урока мне ответите.

А вы знаете, что такое этикет? (Ответы детей)

— Существуют разные виды этикета. Сегодня рассмотрим только некоторые из них: этикет общения, этикет за столом, домашний этикет, школьный этикет.

4. Беседа по теме.

Этикет уже был, когда самого слова ещё не было. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика XIV гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека. От французского названия карточек – «этикетка» — и произошло слово этикет. Правил этикета множество, запомнить их все очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим. Позже, в первой половине XVI века, в России была написана “Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам”. Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты и т.д.

Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований.

В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга “Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов”, в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях.

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе — всей этой тонкой науке поведения — обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их все очень трудно.

— А сейчас, ребята подумайте и обсудите в группах, какие виды этикета встречаются в нашей жизни.

Работа в группах.

Капитаны групп представляют свои позиции.

— Сравним ваши позиции с теми, которые существуют в обществе. Слайд 3.

  • речевой;

  • столовый;

  • «выходного дня» (при посещении различных культурных мест);

  • религиозный;

  • повседневный;

  • служебный (а также студенческий, школьный и т.д.);

  • праздничный;

  • профессиональный (специализированный);

  • свадебный;

  • дипломатический;

  • траурный ;

  • домашний.

Молодцы!

О нашей воспитанности можно судить по нашей речи, и огромное значение придает ей этикет. Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого журнала “Ералаш” “Почему мы так говорим?”

5. Просмотр отрывка из журнала “Ералаш” “Почему мы так говорим?”

Обсуждение просмотренного отрывка.

— Почему мы так говорим?

— Все ли вам было понятно в его речи?

— Что вам показалось смешным?

— Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (Потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).

Учитель: Такие слова, как “гикнулся”, “закочевряжился”, “фитиль”, “шнобель”, “велик”, “училка”, относятся к молодежному жаргону – сленгу. Эти слова звучат некрасиво из уст ребят.

-Подумайте и скажите, какие правила нужно соблюдать, чтобы наша речь была красивой. Слайд 4.

-Нужно говорить такими словами, чтобы было понятно всем окружающим. Большое значение имеет звуковая культура речи- тембр, сила и высота голоса. Речь должна быть грамматически правильной, информативной и осмысленной. Слайд 5.

-А как вы думаете, ребята, какие слова можно использовать в речи часто, а какие лучше вообще не использовать?

Работа в группах.

Капитаны групп зачитывают ответы. Слайд 6.

6. Этикет за столом.

Просмотр отрывка из журнала “Ералаш” “Царевна Несмеяна”.

— Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.

Обсуждение просмотренного отрывка.

— Что было необычного в поведении мальчика?

— Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.

— А как вы ведете себя за столом?

-Давайте прочтём о правилах этикета за столом в учебнике на с. 35-36.

-Теперь вы знаете правила этикета за столом, посмотрите, как правильно нужно держать вилку и ложку. Слайд 7, 8.

7. Мультзарядка.

8. Этикет в семье.

— Поднимите, пожалуйста, руку, если у вас была такая ситуация в жизни «Друг пригласил после школы в гости, вы обрадовались, пошли к другу, а дома никого не предупредили об этом»?

Сейчас мы просмотрим такую ситуацию, побывав в гостях на уроке хорошего тона.

Просмотр урока хорошего тона “Этикет в семье”.

— Для чего нужно знать правила этикета и применять их дома?

-Давайте назовём основные правила семейного этикета. Слайд 9.

8. Подведение итогов. Домашнее задание.

1. Почему важно соблюдать правила этикета за столом?

  1. Что ты уже знал и какие правила этикета применял в своей жизни?

  2. Какие правила, с которыми ты познакомился для тебя новые?

4. Почему тема урока звучит «Красота этикета»?

Дома вы выполните следующее домашнее задание:

-У каждого из вас есть памятка школьника, подумайте и дополните её.

9. Рефлексия.

Высказывания ребят (по желанию)

Я научилась…

Мне стало ясно…

Я поняла…

Теперь я знаю…

Я буду стараться…

Я узнала…

10. Стихотворение (читает учитель)

Если ты воспитан, если вежлив даже,
О тебе плохого никогда не скажут.
Ты старушке место в транспорте уступишь.
Маме помогая, хлеб к обеду купишь.
С другом на уроке ты болтать не будешь
В комнате порядок наведёшь, конечно.
И друзей поздравишь с праздником сердечно.
В разговоре взрослых перебить не сможешь.
И в несчастье другу ты всегда поможешь.
Слабому в защите, верно, не откажешь,
О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
Вежливый ребёнок-это просто клад!
С вами повстречаться каждый будет рад!

Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.

Спасибо за урок. Слайд 10.

Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

Что мучает человека, который совершил плохой поступок?

Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей.

Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям.

Моральное правило, регулирующее отношения между людьми

Человек, владеющий даром красноречия.

  1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

  2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок?

  3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей.

  4. Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям.

  5. Моральное правило, регулирующее отношения между людьми

  6. Человек, владеющий даром красноречия.

  1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

  2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок?

  3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей.

  4. Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям.

  5. Моральное правило, регулирующее отношения между людьми

  6. Человек, владеющий даром красноречия.

  1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

  2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок?

  3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей.

  4. Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям.

  5. Моральное правило, регулирующее отношения между людьми

  6. Человек, владеющий даром красноречия.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Употребляй в речи слова

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Употребляй в речи слова

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Употребляй в речи слова

Правила для школьников

  • 1. Приходи в школу не позднее 8 ч.

  • 2. Перед входом в школу вытри обувь.

  • 3. В дверях не старайся пройти первым, пропусти вперёд____________________________________________________________

  • 4. Из вестибюля проходи в свой класс, не задерживаясь без необходимости.

  • 5. Если ты пропустил хотя бы один день занятий, обязательно представь справку от врача

  • 6. Являйся в школу в _________________одежде, _____________ обуви, ____________ причесанным.

  • 7. На уроки физкультуры и спортивные занятия приходи в ___________форме.

  • 8. На занятия в школьные мастерские и на общественно полезные трудовые мероприятия приходи в________________ одежде.

  • 9. Имей при себе ________________носовой платок.

  • 10. После звонка немедленно займи свое место в классе или кабинете. Сиди постоянно на закрепленном за тобою месте, содержи его в _______________

  • 11. Приготовь все необходимое к уроку — ______________________________.

  • 12. При входе учителя встань и молча поприветствуй его. Садись только после разрешения.

  • 13. За столом сиди прямо, не разваливайся и не горбись. Внимательно слушай объяснения учителя и ответы товарищей.

  • 14. При ответе у доски стой лицом к классу, держись прямо, отвечай громко и не спеша.

  • 15. Если хочешь задать учителю вопрос или ответить, ___________________________________________________________________16. Во время опроса книги и тетради открывай только по требованию учителя.

  • 17. Не поправляй вслух ответы товарища без указания учителя, не подсказывай.

  • 18. Во время урока соблюдай чистоту и порядок, не сори, пиши только в тетрадях и на листках для черновиков. Не оставляй после себя в столе бумагу и мусор.