2021, Земфира
Оценка: 7,5 из 10.
В отличие от нового альбома Земфиры «Бордерлайн», саундтрек Земфиры к фильму Ренаты Литвиновой «Северный ветер» оценивать очень легко. Потому что музыка для театральной постановки и одноимённой кинокартины создавалась по определённым профессиональным канонам. Рената Муратовна рассказывает, что песня «Земфиры» «Злой человек» вдохновила её на создание двух эпизодов фильма. Может, оно так и было, однако при прослушивании вполне заметна и обратная зависимость: это в первую очередь киномузыка, при создании которой композитор является ведомым элементом и пытается говорить на киноязыке. В песенном альбоме Земфира, наоборот, не подстраивается ни под чьи ожидания и диктует аудитории собственный язык, не обращая внимания или даже сознательно игнорируя тот факт, что он труден для понимания. Это не проблема артистки: не нравится — послушайте что-нибудь попроще, как бы говорят её новые песни. Режиссёру Литвиновой композитор Рамазанова явно ничего подобного не говорила: благодаря доверительным отношениям они тонко чувствуют друг друга, что идёт на пользу совместному творчеству. Жаль только, что такие отношения у Земфиры не сложились с аудиторией её песенного творчества.
Саундтрек к «Северному ветру» отличается изобретательностью и разнообразием, оставаясь в первую очередь прикладным продуктом. Первый трек «Северная прелюдия» великолепно иллюстрирует расхожее понятие «звучит тревожная музыка», при этом не чураясь симфонических влияний. Тема «Фанни» — задумчиво лирическая, а в «Шкатулке» есть что-то механическое, но волшебное, как в старинной заводной игрушке. «Ария Дивы» написана ещё для спектакля «Северный ветер»; вокализ исполняет оперная певица Хибла Герзмава, и это довольно примечательное вторжение Земфиры на территорию классической музыки. Ещё одним подобным набегом стал инструментальный номер с неакадемическим названием «Сука». Получилось очень любопытно — посмотрим, будет ли продолжение. Наряду с темами, которые трудно воспринимать без видеоряда, в звуковую дорожку вошли и песенные треки — в частности, нашумевший «Злой человек». Я бы не назвал этот номер полноценной песней, ибо «Злой человек» примерно полностью состоит из привязчивого рефрена, который слушатель будет сутками напевать себе под нос. Этот занятный компромисс между песенной формой и киномузыкой выглядит довольно перспективно в свете того, что человечество на глазах разучивается потреблять информацию внимательно и вдумчиво. К чему выдумывать куплеты, припевы и переходы между ними, когда можно сосредоточиться на повторении ударной фразы?
Алексей Мажаев, InterMedia
Фото: обложка альбома
Источник: intermedia.ru